Славный путь Большого детского хора

Большой детский хор имени Виктора Сергеевича Попова — славный коллектив с богатой полувековой историей, тот самый хор из детства, исполняющий песни, знакомые всем и каждому в нашей стране. БДХ, созданный для того, чтобы говорить с детской аудиторией на прекрасном и понятном языке детской песни, всегда шёл в ногу со временем, и, наверное, именно поэтому живо ощущал на себе все непростые перемены, происходившие в нашей стране. Однако, несмотря на многочисленные реорганизации, смены статуса и репетиционных баз, Большой детский хор живёт и продолжает радовать своим творчеством многочисленные аудитории в нашей стране и за рубежом.

Любой вокально одарённый ребёнок из Москвы и Подмосковья может стать участником БДХ, научиться здесь правильно петь лёгким и полётным звуком, развить свой творческий талант, получить в жизненное наследство огромный песенный репертуар, сценический опыт, найти друзей-единомышленников, познать свою страну и мир и открыть путь к профессии музыканта.

Именно такую цель ставил перед своим будущим детищем замечательный музыкант и педагог Виктор Сергеевич Попов, когда весной 1970 года получил предложение от руководства музыкального вещания Всесоюзного радио организовать детский хор при радио. По его замыслу, одобренному председателем Гостелерадио Сергеем Георгиевичем Лапиным, в хоре могли петь ребята с хорошими музыкальными данными и не имеющие дополнительной музыкальной подготовки. Тем самым планировалось показать юным слушателям Большого детского хора один из возможных путей творческого развития, на примере поющих сверстников раскрыть детям красоту и привлекательность хорового пения.

Конечно, В. С. Попов как опытный хормейстер понимал, что стоящих творческих результатов придётся ждать несколько лет, однако работать начал незамедлительно. За основу был взят уже существовавший тогда хор «Юность» Центрального телевидения и радиовещания. А для привлечения новых детей в сентябре 1970 года по Москве были расклеены объявления о наборе в Большой детский хор.

Это вызвало большой интерес у многих родителей, ведь сообщалось о наборе, ни много ни мало, от имени Всесоюзного радио и телевидения. Прослушивания состоялись с 1 по 20 сентября в московской школе №637. Было отобрано более 200 детей. Старт у нового начинания был стремительным – уже 22 мая 1971 года Большой детский хор дал свой первый отчётный концерт в Колонном зале Дома Союзов. А 1 января 1972 года о БДХ узнала вся страна – великолепно исполненные песни «Взвейтесь кострами» и «Трус не играет в хоккей» на Всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-71» моментально сделали коллектив любимцем многомиллионной аудитории.

Творческий азарт, с которым все принялись за дело, оказался заразительным и воодушевляющим: на начинающий, но уже такой яркий коллектив обратили внимание виднейшие советские композиторы. Крепкая дружба и сотрудничество В. С. Попова с некоторыми из них начались ещё в годы его работы в хоре Института художественного воспитания у выдающегося хорового дирижёра В. Г. Соколова. Юрий Чичков и Александра Пахмутова, покорённые искромётным талантом В. С. Попова, захватывающим темпом и непревзойдёнными результатами его работы с Большим детским хором, стали регулярно пополнять репертуар БДХ своими сочинениями. Множество хоровых кантат, написанных этими авторами, были адресованы именно хору В. С. Попова. Стали появляться и песни, посвящённые и предназначенные для исполнения БДХ. Среди них — ставшие знаменитыми «Хор хороший», «Песенка о смешном человечке», «Просьба», «Сигнальщики-горнисты» А. Н. Пахмутовой.

Для Евгения Крылатова и Владимира Шаинского сотрудничество с БДХ началось по инициативе В. С. Попова — он создал настолько яркие хоровые переложения понравившихся ему «Песенки крокодила Гены» и «Крылатых качелей», что открыл самим композиторам новые художественные грани их собственных сочинений. И в дальнейшем многие их песни становились всенародно известными именно благодаря звучанию хоровых аранжировок, сделанных руководителем БДХ. Так случилось с «Прекрасным далёко» и «Голубым вагоном», «По секрету всему свету» и «Лесным оленем», «Где музыка берёт начало?» и «Вместе весело шагать»…

И для Олега Хромушина, автора замечательных песен «За грибами» и «Сколько нас?», Русской и Цыганской фантазий для хора, по его собственному признанию, БДХ расширил творческие горизонты и раскрыл новые профессиональные возможности.

Множество чудесных песен вошло в репертуар БДХ благодаря неустанной работе детской редакции Гостелерадио, отбиравшей из тысяч заявок лучшие сочинения. Именно так Большой детский хор стал исполнителем произведений Степана Соснина, Александра Пескова, Евгения Птичкина и многих других самобытных авторов.

Как правило, композиторы трепетно относились к судьбе своих сочинений и зачастую сопровождали работу над ними с момента их разучивания в хоре до обработки звуковых дорожек на звукозаписывающей студии. Благодаря этому большинство студийных записей Большого детского хора по праву считается эталонным и неизменно завоёвывает любовь слушателей.

Наряду с «лёгким» песенным жанром коллектив осваивал классический хоровой репертуар и творчество современных композиторов академического направления — Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и др. Так, в начале 1970-х гг. появились Десять поэм на стихи русских поэтов Владимира Рубина, запись которых была отправлена на международный конкурс детских радио-хоров из социалистических стран. Этим было положено начало активной популяризации академического искусства (Д. Бортнянского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Гершвина, Б. Бриттена и др.) и участию БДХ в концертах классической музыки, в том числе вместе с профессиональными коллективами, такими как оркестры под управлением Владимира Федосеева и Михаила Плетнёва.

Результаты упорного труда на первых порах существования БДХ не заставили себя ждать: уже в 1972 году была заслужена первая награда — группа «Юность» выиграла III премию на конкурсе в Ареццо (Италия). За нею последовали другие: хор побеждал на международных хоровых конкурсах в Венгрии, Польше, Бельгии, Голландии. По всей стране разносились звонкие, неподражаемые голоса солистов Большого детского хора: Серёжи Парамонова, Лены Могучевой, Димы Голова, Димы Машнина, Виталика Николаева, Тани Мелёхиной, Маргариты Суханкиной.

Вскоре на прослушивания в Большой детский хор стало приходить столько детей, что очередь из них тянулась по этажам школы, где занимался БДХ, от самого входа. Новых участников отбирали в три тура. Первые два проводили хормейстеры, а на третьем туре ребят слушал сам В. С. Попов. В хор попадали самые голосистые и звонкие, ответственные и усердные. Таланты юных певцов, помноженные на профессионализм опытных педагогов — соратников В. С. Попова, обеспечили коллективу славу одного из лучших хоров России и мира. Исполнительское мастерство Большого детского хора неуклонно росло и получало всё новые подтверждения в виде многочисленных международных наград, высоких званий и всенародной любви.

Ширились и укреплялись творческие связи с лучшими современными композиторами и поэтами. Хор получал приглашения на многочисленные хоровые фестивали, принимал участие в самых ярких культурных событиях столицы, ездил с гастролями по России и всему миру, посетив многие страны в разных частях света. Был несколько раз в Германии, Чехословакии, Венгрии, Японии, Бразилии, Венесуэле, Эквадоре, Перу, Аргентине. БДХ регулярно проводил сольные выступления в лучших залах страны, выступал на авторских концертах А. Пахмутовой, Э. Колмановского, М. Блантера, А. Новикова и других ведущих авторов, на протяжении многих лет был завсегдатаем «Песни года».

Кроме этого, хор выполнял своё первостепенное назначение — регулярно записывал песни для передач детской редакции Гостелерадио, таких как «Пионерская зорька», «Ровесники», «Разучите песню». Такая востребованность диктовала свои условия: хор жил в сумасшедшем ритме, успевая всего за одну-две репетиции подготовить к студийной записи новые произведения, в результате чего за всю историю существования БДХ произвёл, по приблизительным подсчётам, около 3000 фондовых записей!

Впрочем, для ребят — участников хора такая насыщенная жизнь была в радость, ведь напряжённая работа дарила массу неповторимых впечатлений и совмещалась с незабываемым отдыхом: с 1975 года ребята из БДХ стали постоянными гостями одного из лучших советских детских лагерей — «Артека». Впоследствии юные хористы также проводили творческие летние смены в «Орлёнке» и «Океане», где не только купались в море, но и встречались с многочисленными зарубежными друзьями, приезжавшими туда на хоровые фестивали, а также общались в неформальной обстановке с любимыми композиторами — Владимиром Шаинским, Юрием Чичковым и Александрой Пахмутовой.

Сегодня жизнь Большого детского хора по-прежнему наполнена незабываемыми творческими встречами и яркими музыкальными событиями. Коллектив входит во Всероссийское хоровое общество и ведёт самостоятельную концертную деятельность, исполняя на лучших сценах Москвы, России и за рубежом произведения различных эпох и жанров, сохраняя в своём арсенале лучшие произведения прошлых лет и пополняя репертуар сочинениями современных композиторов. БДХ постоянно участвует в крупных культурных событиях нашей столицы, даёт сольные концерты, участвует в филармонических программах и значимых музыкальных фестивалях, радует слушателей исполнениями своего «золотого» песенного репертуара и премьерами наших современников. Ребята регулярно выезжают с гастролями за рубеж, побывав за последние годы в Латвии, Чехии, Германии, Бельгии и Китае. И, как и в прежние времена, группа ребят из Большого детского хора получает приглашения в «Артек» — теперь в качестве участников Детского хора России.

Большому детскому хору удалось сохранить свой неповторимый облик, пройдя сквозь годы значительных организационных перемен. Хор пережил перерождение Комитета Гостелерадио СССР во Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию, затем, после вынужденного ухода во главе с В. С. Поповым с ВГТРК, оказался под крылом радиовещательной компании «Голос России», а после её расформирования и вовсе утратил на несколько лет своё юридическое лицо. С честью преодолевать жизненные испытания хору помогали опытные профессионалы: хормейстеры — заслуженные артисты России Т. В. Анофриева, И. И. Кулешова, Л. Г. Полякова и А. Л. Кисляков, концертмейстеры — заслуженные артисты России Т. В. Кравченко и Л. А. Венжик, а также К. С. Алемасова, В. В. Мизяева и Т. Л. Гервасова, административные обязанности исполняли директора Р. Ф. Рябовалова, С. В. Чижиков, Е. А. Шумилова, И. Е. Шлёнская и А. В. Кривошей.

Благодаря поддержке музыкального сообщества и наследников В. С. Попова коллектив стойко пережил время неизбежных и решительных перемен и после долгих лет обрёл, наконец, надлежащий юридический статус. Сегодня Большой детский хор входит в состав некоммерческой социально ориентированной организации, в которой, как и прежде, соблюдаются заветы его основателя — талантливые дети с разных концов Москвы и ближнего Подмосковья получают здесь бесплатное хоровое образование.

Радостно, что в наше непростое время коллективу Большого детского хора, который с 2008 года носит имя своего основателя, удаётся сохранять и развивать традиции В. С. Попова. Пожалуй, основным залогом преемственности является тот факт, что все сегодняшние творческие сотрудники хора перенимали живой опыт главных соратниц В. С. Попова — Т. В. Анофриевой и И. И. Кулешовой или являются его непосредственными учениками. Так, главный дирижёр и художественный руководитель хора Георгий Журавлёв — один из последних воспитанников В. С. Попова в Академии хорового искусства, а хормейстер Анна Марцинкевич, также окончившая АХИ в годы руководства В. С. Попова, пришла работать в БДХ по его личному приглашению.

И самое отрадное, что Большой детский хор, как и всегда прежде, радушно принимает в свои ряды вокально одарённых ребят, где они под руководством преданных своему делу педагогов продолжают историю замечательного коллектива, погружая и влюбляя всё новых слушателей в светлый и прекрасный мир музыки и счастливого детства.